С чего начинается знакомство с породой? Наверное, с вопроса,
а как же она появилась? Итак, откуда же взялись русские той-терьеры? Давайте
вернемся в конец 19, начало 20-го веков. Предположительно той-терьеры попали
в Россию из Германии и Англии и были престижной салонной породой. На выставке
в Петербурге в 1874 году демонстрировалось 8 той-терьеров. В книге А.П.Григорьева
«Е.К.Мравина. Материалы к биографии» есть фотография 1903-1905 годов, на которой
можно видеть А.Колонтай с сыном и Е.Мравину с маленькой собачкой, очень напоминающей
длинношерстного той-терьера. Мы можем сделать вывод, что уже в начале 20-го
века в России были собаки, похожие на современных гладкошерстных и длинношерстных
той-терьеров.
Революция внесла коррективы не только в жизнь людей, но и
в жизнь их питомцев. Маленьких собачек обычно держала интеллигенция, которая
после революции либо эмигрировала, либо была просто уничтожена. Чудом уцелевшие
собачки, попавшие на улицу или в чужие руки, уже не могли претендовать на статус
породистых. Много позже собаководство в России стало активно восстанавливаться,
однако разведение декоративных собак велось совершенно стихийно
После Великой Отечественной войны некоторые собаки той-пород
были привезены возвращающимися на Родину солдатами. Естественно ни о каких документах
у трофейных собак и речи быть не могло, ведь зачастую собачки были просто подобраны
на руинах городов. В более позднее время, когда из зарубежных командировок стали
привозить маленьких собачек, об их происхождении можно было узнать только то,
что собака привезена из какой-то страны. Однако уже в 50-х годах при клубах
служебного и охотничьего собаководства стали создаваться секции декоративных
собак. Разведением декорации занимались грамотные кинологи, которые в условиях
железного занавеса и невозможности завозить производителей из-за рубежа, все
же вели племенную работу с различными породами, в том числе с той-терьерами.
Однако часть той-терьеров лишь фенотипически соответствовала породе, поэтому
в порядке вещей было появление длинношерстных щенков от гладкошерстных той-терьеров,
имеющих в предках собак неизвестного происхождения.
В исторической справке стандарта породы русский той-терьер
автором длинношерстной вариации названа Жарова Евгения Фоминична. Нас несколько
удивило, что кроме скупой фразы об авторстве, ничего из биографии этой женщины
ни в каких источниках мы найти не смогли. Это тем более странно, ведь Жарова
была нашим современником и есть люди, которые хорошо знали Евгению Фоминичну,
работали с ней над созданием породы и до сих пор имеют собак ее разведения или
их прямых потомков. В статьях 60-70 годов Жарова упоминается как создатель породы
московский той-терьер, в 90-х годах Жарова стала упоминаться лишь в группе кинологов,
работающих над созданием породы, в книге о той-терьерах выпуска 2002 года даже
нет упоминания о Жаровой… Поэтому мы и решили восполнить пробел и по мере возможности
восстановить биографию человека, так много сделавшего для создания русского
длинношерстного той-терьера таким, каким мы его любим сегодня.
Жарова Евгения Фоминична родилась в Иркутске 25 февраля 1921
года. После войны уехала в Ленинград и поступила в институт холода и пищевых
технологий, однако не закончила его. У Жаровой был прекрасный слух, она любила
и умела петь, любила стихи. Очевидно поэтому, бросив холодильный институт, Евгения
Фоминична поступила в институт сценических искусств (ныне институт музыки, театра
и кино). Проучившись там некоторое время, Жарова перевелась в Москву в «ГИТИС»,
который закончила как театровед. Однако главным призванием ее жизни был не театр,
а журналистика, которой Жарова и посвятила всю свою жизнь. Еще в С-Петербурге
Жарова начала работать корреспондентом газеты «Смена», а после приезда в Москву
стала писать для журналов «Цирк» и «Огонек». Статьи ее в основном были о жизни
цирка. В одной из энциклопедий о цирке есть упоминание о Жаровой как о журналисте,
пишущем о цирковом искусстве.
В 50-х годах в цирковой дрессировке использовались маленькие
собачки, которых называли «манпони». Это были помеси маленьких дворняжек, пинчеров
и чихуа-хуа. Двух таких «манпони» в 1956 году и приобрела Евгения Фоминична.
Эти собаки не внесли большого вклада в разведение и прожили жизнь как простые
домашние любимицы. Одна из них, Хэппи, была внешне похожа на современного гладкошерстного
черно-подпалого той-терьера, хотя Жарова всегда называла ее чихуахуа. Хэппи
часто фигурирует на фотографиях вместе с Чикки.
От Хэппи и Чикки был получен всего один щенок, который сожалению, прожил не
долго.
Родоначальником породы московский той-терьер стал щенок, рожденный от двух гладкошерстных
той-терьеров с родословными Джонни и Дэзи (владельцы Мохряковы). Это произошло
12 октября 1958 года. Щенок родился с удлиненной шерстью, его записали в племенной
брак и первоначально отказались выдавать родословную. Это и был Чикки. Так бы
и прожил кобелек никому не известной выбраковкой, как многие подобные ему щенки,
но тут вмешался его Величество Случай – щенок попал к Жаровой. Родословная на
кобелька была все-таки получена, но не в Московском Городском Обществе Декоративного
Собаководства (впоследствии МГОЛС), как пишут практически во всех источниках,
а в секции любителей комнатно-декоративного собаководства при свердловском межрайонном
обществе охотников и рыболовов города Москвы, в котором и была зарегистрирована
вязка. Очевидно путаница в месте регистрации щенков произошла из-за того, что
Жарова, ставшая владельцем Чикки, в 60-е годы в МГОДС вела подсекцию московских
той-терьеров. С появления Чикки и началась официальная работа по выведению московского
длинношерстного той-терьера.
Почему же именно Жарову называют создателем породы, ведь щенки
с длинной или полудлиной шерстью рождались от гладкошерстных родителей и раньше?
Наверное потому, что занимаясь разведением гладкошерстного той-терьера, в клубах
таких щенков просто выбраковывали, и именно Жарова была тем первым кинологом,
который не только заметил, но начал серьезную работу и добился признания длинношерстной
вариации как имеющей право быть. Жарова была одним из разработчиков первого
стандарта породы, первым экспертом, долгие годы судившим ринги московских той-терьеров.
Некоторые нынешние эсперты учились у Жаровой, работая стажерами на выставках.
Именно Жарова в 1966 году добилась принятия первого стандарта московского той-терера
в кинологичском совете при министерстве сельского хозяйства. До 1966 года длинношерстные
той-терьеры существовали лишь как экспериментальная породная группа. К слову
сказать, гладкошерстные той-терьеры, которые «дали жизнь» очаровательным московским
тойчикам, получили утверждение своего стандарта на целых 20 лет позже своего
длинношерстного «ребенка»!
На заре становления породы было не мало скептических замечаний в ее сторону.
К примеру Мазовер считал, что внешность и обильная бахрома на ушах московского
той-терьера очень напоминает папильона, и что в Советском Союзе просто пытаются
создать папильона нестандартного окраса. И все же собачки были красивыми, миниатюрными,
с достаточно самобытной внешностью, и быстро завоевывали популярность. Уже в
период 1968-69 годов на учете состояло около 300 собак с родословной. Если учесть
малоплодность породы, цифра впечатляет.
Конечно, не сразу новая вариация была замечена и принята кинологами,
ведь в 60-е годы ценились прежде всего собаки, способные приносить пользу народному
хозяйству: черные терьеры, кавказские овчарки, лайки, восточники, поэтому Советский
кинологический мир встретил длинношерстного той-терьера далеко не радушно. Долгое
время этих собачек вообще называли «жаровские дворняжки» и продавались такие
щенки в 2-3 раза дешевле декоративных собак других пород. Однако вот тут-то
и произошло то, что позволяет сегодня назвать автором породы именно Жарову.
Именно Евгения Фоминична сплотила вокруг себя людей, которым понравились длинношерстные
той-терьеры, которые были согласны приять участие в планомерной работе по закреплению
желаемых качеств. Первоначально длинношерстного той-терьера хотели назвать «жар-терьер»,
однако в те годы увековечивать имя рядового человека в названии целой породы
было не принято, и породу назвали «московский той-терьер», в честь города, в
котором порода была создана, но еще долго в кинологическом мире длинношерстных
тойчиков называли жаровскими собачками.
60-е годы были очень интенсивными в работе с породой. Одной из активных помощниц
Жаровой в этот период была Любченко Софья Львовна, у которой жили дети Чикки:
Бупи и Чарик. Чикки достаточно активно использовался в получении длинношерстных
щенков и закреплении этого признака у потомков. Самой первой сукой, с которой
повязали Чикки, была гладкошерстная черно-подпалая сука Ирма (вл.Кузнецов),
которая имела слегка удлиненную шерсть. От этой вязки были получены три длинношерстных
щенка.
В 1963 году из-за рубежа привезли в подарок Хрущеву двух очаровательных, с великолепной
родословной, длинношерстных созданий: суку и кобеля чихуа-хуа - Спэнки Бэмби
(домашняя кличка Миштер) и Дона Тесса (домашняя кличка Мушинка). Евгения Фоминична
дружила с дочерью Хрущева и благодаря этой дружбе в 1964 году к Жаровой переехали
эти два чихуа-хуа, которых Евгении Фоминичне подарила семья Хрущевых. У Миштера
была счастливая племенная судьба, его вязали с привозной сукой чихуа-хуа Долл,
и именно от этой пары в России появились одни из первых чихуа-хуа с родословной.
Мушинку же Жарова не рискнула вязать, так как собачка была маленькой и ей шел
шестой год, она прожила свою жизнь просто как домашняя любимица, щенков от нее
получено не было. Евгения Фоминична по воспоминаниям современников, была бескорыстным
энтузиастом, и рисковать жизнью собаки ради получения одного-двух щенков, считала
невозможным. За то именно Мушинку можно видеть в руках у Бубы Касторского в
знаменитом фильме «Неуловимые мстители». Первоначально в съемках должен был
принимать участие Чикки, однако режиссер посчитал, что Чикки менее эффектен,
чем черно-белая чихуашка, и для съемок взяли Мушинку. В этом фильме снималась
и Жарова, но в массовке, поэтому вам вряд ли удастся рассмотреть ее на экране.
Подарок Хрущевых оказался для Жаровой роковым. Уже в начале 70-х годов ее сняли
с руководства секцией той-терьеров, а затем и вовсе заставили уйти из МГОЛСа.
В вину Евгении Фоминичне ставили грубое нарушение племенной работы и интенсивное
использование чихуа-хуа при вязках с той-терьерами. Были ли эти обвинения происками
завистников, желавших стать у руля набиравшей популярность породы? Сложно ответить
однозначно. Со слов соратников Жарова обычно практиковала чистые вязки, для
работы с длинношерстными той-терьерами негласно скупала выбраковку - гладкошерстных
той-терьеров с переходным типом шерсти. Но действительно, вязки с чихуахуа имели
место. Однако они были единичны и имели совершенно конкретную цель – получение
рыжих той-терьеров, ведь в палитре окрасов тоев тех лет преобладали черно-подпалые
собаки. Для получения той-терьеров нового окраса было проведено две официальные
вязки кобеля той-терьера с рыжей длинношерстной чихуа-хуа, привезенной из Чехословакии.
К сожалению уход Жаровой из МГОЛС и почти на 10 лет вообще
из кинологии, имел тяжелые последствия для молодой породы. Каждая порода держится
на энтузиасте, поэтому после ухода Жаровой и перехода руководства в другие руки,
поголовье начало активно растаскиваться по клубам. Такое дробление привело к
резкому уменьшению общего количества зарегистрированных тоев. Кроме того, той-терьеры
в 60-е годы были достаточно доступной по цене породой, поэтому владельцами тойчиков
зачастую становились люди пожилые, которых разведение совершенно не интересовало.
И только такая неординарная личность, как Евгения Фоминична могла убедить людей
заниматься племенной работой. Очевидно после ухода Жаровой из кинологии работа
с такими заводчиками практически прекратилась, а если учесть малоплодность породы,
результаты оказались плачевными. Не самым хорошим временем для породы были годы
перестройки. Рухнул «железный занавес» и из-за рубежа потоком хлынули иностранные
породы, в том числе декоративные, которые быстро вытеснили и сделали малопрестижными
крошек-тойчиков. Это привело к тому, что к концу 80-х годов ринги той-терьеров
почти опустели. Восстанавливать породу пришлось буквально по крупицам, зато
теперь целая плеяда серьезных заводчиков занимается разведением и гладкошерстных,
и длинношерстных той-терьеров и исчезновение породе больше не грозит.
Возвращение Жаровой в кинологию нельзя назвать простым. Поголовье, с которым
она работала раньше, было практически для нее потеряно, собаки или состарились,
или состояли в других клубах. Десять лет ведь очень большой срок! Но Евгения
Фоминична все-таки смогла организовать секцию той-терьеров при клубе «Кинология»,
где и проработала до последних дней. У нее было несколько личных собак, однако
Жарова в последние годы нигде не упоминалась как владелец каких-либо той терьеров.
Почему? Просто те несколько собак, которые жили у нее, были записаны на других
владельцев. Причины? Возможно из-за того, что Жарова была экспертом, часто судила
ринги той-терьеров и ей не хотелось нарушать этику экспертизы, ведь эксперт
не имеет право судить своих личных собак. Возможно, были какие-то свои, личные
причины. Нам это узнать достоверно не удалось. Да, конечно, фамилия Жаровой
почти не фигурирует в родословных той-терьеров, но разве это причина, что бы
ставить под сомнение роль Евгении Фоминичны в создании и развитии породы? Те,
кто занимается разведением знают как трудно и важно правильно подобрать пары,
что бы получить щенков нужного качества. Нужно учитывать множество экстерьерных
особенностей родителей, знать досконально их родословные. Это огромный труд,
и человек, занимающийся этой работой вправе считать себя заводчиком, даже не
имея большого количества личных собак. Ведь именно так работают и сегодняшние
крупные питомники с той лишь разницей, что в настоящее время кроме имени питомника
в родословную щенков от «арендуемого» животного вносится имя совсем не настоящего
владельца собаки, а владельца питомника.
Будучи человеком увлеченным и энергичным, Евгения Фоминична старалась не только
поднимать престиж породы на «исторической Родине» т.е. в Москве, она с успехом
заражала своим энтузиазмом людей в различных городах Советского Союза. Многие
и сейчас имеют собак с приставкой «Жар» – Минск, Красноярск и т.д. Евгения Фоминична
не просто помогала иногородним купить щенков, она лично подбирала пары, которые
смогли бы достойно продолжить род московских той-терьеров вдали от Москвы.
В 20 веке в кинологии не существовало такого разнообразия титулов,
как теперь, и Жарова, что бы отметить собак, особо ценных, по ее мнению, для
породы, и соответствующих ее представлению о московском той-терьере, создала
титул «Авторский Экземпляр». Далеко не каждая собака может похвастаться таким
высоким титулом – высшим признанием породности, признанием автора породы. Одним
из таких выдающихся экземпляров, удостоенных высокого титула «авторский экземпляр»
был знаменитый Мэй. Именно Мэя Жарова возила на крупную зарубежную выставку
для представления и рекламы новой русской породы.
В последние годы жизни Жарова сильно болела, почти не судила,
но старалась посещать выставки в которых принимали участие той-терьеры. В.П.
Иванищева рассказала как однажды судила выставку и к ней в ринг попросилась
Жарова. Просто посмотреть кто выставляется и как судит эксперт. Валентина Павловна
отмечала, что Жарова была очень корректна, молча и внимательно слушала описание
собак и с интересом наблюдала за расстановкой. После ринга Иванищева подошла
к Жаровой что бы услышать ее мнение, все-таки в ринге присутствовал автор породы.
Жарова одобрила ее выбор и поблагодарила Иванищеву за достойную экспертизу той-терьеров.
Жарова была человеком образованным, интеллигентным, но с не простым, довольно
жестким характером. Она очень трепетно относилась к той-терьерам и не терпела
какого-либо небрежения в отношении к собаке. Человек, однажды вышедший из ее
доверия, больше не мог рассчитывать на лояльное отношение, он словно вычеркивался
из ее жизни. В 90-х годах стало сложно купить щенка той-терьера, порода снова
становилась популярной и дорогой, и люди записывались в очередь, которая могла
подойти только через 1,5-2 года. Если же купленная собака по каким-либо причинам
гибла, и Жарова подозревала в гибели владельца (халатность, недосмотр, несвоевременная
ветеринарная помощь), нового щенка у нее получить было практически невозможно.
Жарова очень болезненно относилась к сомнениям в свой адрес как к кинологу или
эксперту, была весьма категорична с теми, кто не считался с ее мнением. Возможно,
поэтому рядом с Евгенией Фоминичной было не так много людей в последние годы
жизни. Но до последних дней она сохраняла ясность мыслей и, превозмогая болезнь,
продолжала заниматься своим любимым делом, «своими детками», как любила называть
Жарова той-терьеров. Умерла Евгения Фоминична Жарова 7 сентября 1996 года в
Москве в больнице от рака. Похоронена на Ваганьковском кладбище. В своем завещании
Евгения Фоминична просила поместить на памятнике свою любимую фотографию, где
она снята с Чикки и Мушинкой.
У Жаровой не было детей, и все фотографии и документы, связанные
с ней, могли бы и счезнуть бесследно, поэтому хочется выразить особую благодарность
очень порядочным людям - семье Зерновых, которые ухаживали за Евгенией Фоминичной
последние годы ее жизни и которым по завещанию она оставила свою квартиру и
своих животных, переживших свою хозяйку на несколько лет благодаря заботам Зерновых.
Если бы не Татьяна Зернова и ее муж, у нас бы не было этих фотографий и личной
печати, которые были сохранены и преданы Оксане Анатольевне Черных.
Выражаем особую признательность Черных Оксане Анатольевне,
предоставившую нам из личного архива Жаровой материалы для этой статьи и Ирину
Половинкину, которая помогла подготовить материалы для статьи.
Часть исторической справки взята из книги Сотской «Той породы
собак» |